Тамаго́чи (яп. たまごっち, тамаготти) — виртуальный домашний питомец.
Слово произошло от яп. 卵 [тамаго] — «яйцо» и слога ち [ти], который может означать чувство близости. Также возможно окончание взято от яп. ウォッチ [уотти] (от англ. watch — наблюдение, надзор) или яп. 友達 [томодати] — друг. Поэтому Тамагочи может означать «друг-яйцо». Русское слово было заимствовано не напрямую, а через английский язык (от англ. Tamagotchi), поэтому пишется «Тамагочи», а не «Тамаготти».
Появились тамагочи в 1996 году.
Идея принадлежала компании Bandai — третьему по величине игрушечному гиганту планеты.
Только в первые годы после появления и только официально воспроизведено более 40 миллионов «тамагочи».
Иногда о виртуальных питомцах говорят «тамагучи», чтобы не связываться с товарным знаком Bandai.
Изначально это была игра для портативной консоли Game Boy от Nintendo. Картридж был оборудован EEPROM памятью, маломощным процессором, динамиком и часами. Фактически виртуальный питомец жил сам по себе в это время внутри картриджа. Пока хозяин вытащил его из консоли или просто не включаел её какое-то время питомец мог успеть обкакаться, заболеть или умереть, о чём сигнализировал встроенный динамик. Само собой чтобы проявить необходимый уход нужно иметь при себе Game Boy для взаимодействия с игрой. Позже был налажен выпуск дешёвых в производстве отдельных модулей, которые сами по себе являлись самодостаточной игрой Тамогочи. Именно такое решение стало особо популярным.
Смысл игры заключается в интерактивном наблюдении за жизнью питомца, от вылупления из яйца и до смерти. В первых версиях можно было играть только за одного питомца, но в последующих версиях были добавлены многие существа: Цыпленок, Кошка, Собачка, Медвежонок, Поросёнок и т. д.
Питомца можно было кормить, играть с ним, следить за здоровьем, убирать за ним, т. е. электронная игрушка практически заменяла настоящее существо, отсюда такая привязанность детей к электронному другу.
Существуют варианты с тремя, четырьмя, пятью и семью кнопками управления, хотя оригинальным считается управление тремя кнопками.
Первоначальный вариант игры не предусматривал возможности начать игру заново, поэтому смерть электронного питомца переживалась особенно сильно. В Японии были зафиксированы случаи самоубийства подростков, не сумевших пережить смерть тамагочи. С этого момента все выпускаемые игры обязательно имели клавишу сброса игры, нажать которую можно было только заострённым предметом.